Физико-географическая характеристика
Азовское море – внутреннее море, глубоко вдающееся в Евразию, принадлежит к бассейну Атлантического океана. Море занимает площадь в 39 тыс. кв. км. При этом оно является самым мелким морем на планете – его максимальная глубина составляет всего 13,5 метров. Средняя же колеблется в районе 7 метров.
Это плоское море с незначительными береговыми склонами, благодаря значительной отдалённости от Мирового океана его часто называют континентальным морем. Море соединяется с Чёрным через Керченский пролив, максимальная глубина которого превышает глубину самого Азова. Солёность моря в последние десятилетия повышается, что связано с зарегулированием впадающих в него рек, в первую очередь, Дона. Но его солёность всё равно остаётся крайне низкой – около 11 промилле. По этой причине зимой Азовское море полностью замерзает, поставляя в соседнее Чёрное море большие объёмы плавучего льда.
История изучения
Азовское море было известно древним античным народам, в частности греки называли его Меотидой. Современным названием водоём обязан татаро-монгольским кочевникам, пришедшим на его берега в XIII столетии н.э. Первую карту Меотиды и соседнего Понта Евксинского составил знаменитый древний географ Клавдий Птолемей, который также определил координаты местных городов, мысов, устьев рек и т.д. Важность этого моря подчёркивали как античные, так и средневековые путешественники и военные, среди последних можно отметить активно присутствовавших в регионе генуэзских и венецианских мореплавателей. Это море впервые подверглось комплексному изучению в XIX столетии, так как Российская империя рассматривала его не только как источник ценных промысловых видов рыбы, но и как важный транспортный путь.
Использование моря человеком
Азовское море по прошествии полутора веков не изменило своего важного экономического значения, оставаясь важным морским путём и местом активного промысла съедобной фауны. Близость крупного промышленного региона, Донбасса, негативно сказывается на состоянии акватории – море регулярно подвергается загрязнению как непосредственно от самих предприятий, так и с крупных транспортных судов (крупных сухогрузов, а также танкеров, перевозящих нефтепродукты). Вопрос разграничения территориальных вод акватории между Россией и Украиной до сих пор остаётся не до конца урегулированным.
